загрузка...
Техподдержка
ИСПРАВНИКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА
Заведующий образовательным учреждением
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад №10 общеразвивающего вида"

Материалы для занятий


undefined

Речевое развитие детей раннего и дошкольного возраста

Голос является одним из показателей общей культуры речи человека. Начиная с дошкольного возраста, следует учить детей говорить вежливо, не допускать повышенного тона, раздражительного голоса. Чистый, звучный, подвижный голос, негромкая речь являются одним из показателей общей культуры человека, служат хорошим примером для дошкольников.

Речь воспитателей должна быть эмоциональной, интонационно богатой, достаточно громкой, неторопливой. Очень важно, чтобы дети в детском саду слышали выразительную речь. Однако не всегда следует добиваться от детей, чтобы они точно копировали речь взрослых, нужно учить их осознанно передавать с помощью модуляции голоса свои чувства: радость, грусть, печаль, торжественность. Детям, говорящим тихо, надо напоминать о необходимости говорить погромче и наоборот.

Манера говорить на повышенных тонах, писклявым или крикливым голосом закрепляется быстро, дети привыкают к такой речи, и избавить их от этого недостатка бывает очень трудно.

Очень важно учить детей слушать и слышать речь окружающих, внимательно относиться к своему высказыванию, говорить приветливым, доброжелательным тоном, правильно пользоваться громкостью с учётом условий общения, употреблять «вежливые слова»: спасибо, извините, пожалуйста и т.д. Воспитатели должны поощрять доброжелательный тон детей в общении друг с другом.

undefined

Стимуляция речевой деятельности у детей с РАС

     Расстройства аутистического спектра — нарушения в развитии, характеризующиеся трудностями в социальном взаимодействии и в коммуникации, жестко ограниченными интересами и часто повторяющимся репертуаром поведения, приводящими к изоляции и неспособности самостоятельно жить в обществе.
     Для детей с РАС характерно наличие широкого спектра речевых нарушений. Так, у одних речевой потенциал ограничен произнесением отдельных гласных или согласных звуков, выдаваемых редко и беспредметно.
     Другие демонстрируют довольно живую речь, но в ней отсутствует прямое отношение к происходящему. 

     Нарушение коммуникации — один из первостепенных диагностических критериев РАС. Он обнаруживается почти у всех детей с аутизмом.

По генезису и патогенетическому фактору выделяют нарушения речи у детей с РАС:
— как следствие задержанного развития (косноязычие, физиологическая эхолалия, бедность запаса слов и др.);

— задержанного осознания «Я» в виде неправильного употребления местоимений и глагольных форм;

— кататонической природы (однообразное повторение одних и тех же слов, эхолалии, эгоцентрическая, затухающая, внутренняя речь, мутизм, скандированное, растянутое или ускоренное звукопроизношение, нарушения тональности, темпа, тембра речи и др.);

— задержанного осознания «Я» в виде неправильного употребления местоимений и глагольных форм;

— кататонической природы (однообразное повторение одних и тех же слов, эхолалии, эгоцентрическая, затухающая, внутренняя речь, мутизм, скандированное, растянутое или ускоренное звукопроизношение, нарушения тональности, темпа, тембра речи и др.);

— психического регресса (появление речи довербального фонематического уровня: вскрики, визг, вокализации, гукание);

— связанные с патологией ассоциативного процесса (нарушения смысловой стороны речи в виде незавершенных, непоследовательных ассоциаций, контаминации и др.).

Независимо от уровня развития речи, при РАС, в первую очередь, страдает возможность использования ее с целью общения. Учет социального контекста разговора, общение исключительно с социальной целью для детей с аутизмом вызывают проблемы.

Особенности развития речи детей с РАС:

— неправильное употребление местоимений и глагольных форм;

— бедность словарного запаса;

— мутизм;

— однообразное повторение одних и тех же слов, эхолалии;

— появление речи довербального фонематического уровня;

— скандированное, растянутое или ускоренное звукопроизношение;

— нарушение смысловой стороны речи в виде незавершенных, непоследовательных ассоциаций;

— нарушение тональности, темпа, тембра и других просодических компонентов речи.

Понимание особенностей нарушений речи у детей с аутизмом не только позволяет улучшить возможности диагностики этих расстройств, но и способствует более успешным коррекции, обучению и взаимодействию с детьми. Логопедическая работа строится на основе индивидуально дифференцированного, субъектно-ориентированного подхода к организации коррекционно-развивающего процесса.

Направления логопедической коррекционно-развивающей работы

• Обследование детей с РАС с целью уточнения речевого диагноза, сбора анамнеза, данных о сохранных возможностях ребенка.

• Развитие взаимоотношений и взаимосвязей с окружающим миром, активизация познавательной деятельности ребенка с РАС и произвольно-регуляторных форм поведения. На начальном этапе необходимо сформировать любую потребность в общении, желание познавать окружающую действительность. Самый первый шаг в работе с детьми с РАС — налаживание первичного контакта, установка положительного эмоционального климата для занятий, преодоление сенсорного и эмоционального дискомфорта с целью вызвать стимул к общению, развить восприятие предметов и людей.

Система логопедических занятий направлена на развитие понимания жестов, мимики и выразительных движений, пиктограмм и коммуникативных досок, выполнение действий по невербальной инструкции.

• Развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха. Важно стремиться расширить рамки слухового восприятия, сформировать основы слуховой дифференциации, развить способность дифференцировать неречевые и речевые звуки. Загрузить мозг звуковым частотным диапазоном поможет прослушивание аудиозаписей со звуками окружающего мира, музыки, звуков речи благодаря использованию больших наушников. Необходимо привлечь внимание детей к звучащему предмету, речи. В каждом конкретном случае способ подбирается индивидуально: постукивание, хлопки и другие действия. Важно также учить детей определять местонахождение и направление звука, различать и запоминать цепочки звукоподражаний.

• Формирование речевого поведения. Коррекционно-логопедическое воздействие должно учитывать особенности высших психических функций ребенка с РАС. Разговаривать с детьми нужно медленно, четко проговаривая все слова, делая паузы между ними и в предложно-падежных конструкциях. Необходимо исключить из лексики уменьшительно-ласкательные слова. Ребенок сначала должен усвоить слова в начальной форме, а лишь потом овладевать словообразованием и словоизменением.

В общении с детьми с РАС громкость речи имеет первостепенное значение. Голос должен быть средней громкости или тихим, периодически переходящим на шепот. Не следует использовать громких звуков и криков, поскольку дети с аутизмом их не воспринимают. Они блокируются и до сознания ребенка не доходят. Взрослому для выражения неудовлетворения лучше использовать устрашающий шепот.

Сама по себе эхолалия не является основной характеристикой аутизма. Она может встречаться и при нормальном речевом развитии, и достигает своего пика приблизительно к 18—22 мес., а к 36 мес. исчезает. У детей с РАС эхолалическая речь сохраняется в течение многих лет.

В зависимости от того, на каком уровне развития находится речь воспитанников с аутизмом, эхолалия по-разному влияет на становление речи. В одних случаях при работе с безречевыми детьми она может сыграть положительную роль в растормаживании и формировании средств общения. Это необходимо для улучшения когнитивного функционирования. В других ситуациях, когда у детей присутствует экспрессивная речь, эхолалию нужно корректировать, поскольку в данном случае они формально повторяют то, что говорят другие.

Для работы с детьми с РАС разработаны приемы, направленные на уменьшение эхолалии. Так, вопросы к ребенку с аутизмом нужно формулировать правильно, не используя местоимения «ты» и вопросы типа: «Что ты хочешь?» или «Что ты будешь?». В них включают слово «надо» и повторяют его 3 раза через паузу. Например: «Что надо? — Пауза. — Что надо? — Пауза. — Что надо?» Затем добавляют повторяющиеся ответы: «Надо гулять. — Пауза. — Надо гулять. — Пауза. — Надо гулять». Логопед сам спрашивает и сам отвечает, ребенок слушает и усваивает.

• Формирование первичных коммуникативных навыков и регулирующей функции речи. Процедура обучения детей с РАС включает развитие понимания ситуативной и бытовой речи, накопление лексикона на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы. Детям предлагают узнавать предметы по их названию, показывают картинки с изображением предметов, относящимся к определенным категориям, автоматизируют в диалогической речи коммуникативно-значимые слова («да», «нет», «хочу», «буду», «могу»), учат правильно выбирать название предмета среди верных и конфликтных обозначений, побуждают к произношению эмоциональных рефлективных восклицаний.

Следует обратить внимание на тот факт, что любые задания детям с РАС предлагаются в наглядной форме с простыми объяснениями, повторяющимися несколько раз в одной и той же последовательности, с одними и теми же выражениями. Первоначально происходит постановка конкретной задачи, объяснение того, что ребенок должен сделать. Затем детально демонстрируется то, что нужно сделать. И лишь затем идет поэтапное выполнение всех действий вместе с ребенком, при необходимости используют его руку.

Все действия ребенка с РАС нужно комментировать: «Андрей стоит. Андрей идет. Андрей сидит» и т.д. От занятия к занятию следует постепенно усложнять содержание словаря, переходя от простых, конкретных, видимых вещей и действий к абстрактным. Одни и те же вопросы задают многократно и без изменения содержания, дословно. По мере развития языкового понимания предложения становятся все более распространенными и сложными по структуре.

Пример из практики

Мальчик С. 5 лет, РАС, ЗПР. Родители обратились за консультацией по поводу отсутствия у ребенка речи, его неконтактности. При обследовании мальчик в контакт почти не вступал, смотрел поверх головы собеседника. Наблюдались стереотипные движения и раскачивания. Речью не пользовался. Использовал специалиста как орудие для получения желаемого предмета.

Был проведен курс индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по стимуляции речевого общения. Мальчик стал активно включаться в практическую жизнь, расширилась его игровая деятельность, увеличился пассивный и активный словарный запас. Ребенок стал запоминать стихотворные двустишия, отвечать на вопросы педагога.

Логопедическое сопровождение детей с РАС устанавливает эмоциональный контакт с учениками, снимает напряжение, развивает восприятие, внимание, память предпосылки позитивного общения, повышает их речевую активность: появляется потребность в коммуникации с педагогом, родителями, сверстниками. Это способствует улучшению социальной адаптации, что дает возможность для дальнейшей компенсации нарушений.

В детском саду №10 работает замечательный специалист, учитель-логопед, Касаткина Елена Владимировна, которая проводит консультирование родителей воспитанников по различным проблемам речевых нарушений.

Список использованной и рекомендуемой литературы

Башина В.М., Симашкова Н.В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с синдромом детского аутизма // Исцеление. М., 1993.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 2000.

Питерс Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Кн. для педагогов-дефектологов. М., 2002.

undefined

Участник Международного конкурса

27 сентября 2020 года в г. Санкт-Петербург проходили финальные мероприятия подведения итогов V Международного конкурса профессионального мастерства специалистов дошкольных образовательных организаций стран СНГ "Мастерство без границ". Заведующий Исправникова Е.В. была участником данного конкурса . 

undefined

Сон, кормление и бодрствование в группах раннего возраста

На втором году жизни происходят значительные изменения в развитии малыша. В первом полугодии дети физически еще достаточно слабы, быстро устают. Высокая двигательная активность сочетается с недостаточной координацией движений. Ребенок в этом возрасте самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнять простые просьбы взрослого, правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их. Начинает активно употреблять облегченные слова, при этом словарный запас быстро расширяется. Начинает самостоятельно пользоваться ложкой, но делает это пока не умело.

Сон

Ребенок спит днем два раза: первый дневной сон – 2-2,5 часа, второй – 1,5-2 часа. Подготовка ребенка (прекращение шумных игр, умывание) ко сну происходит заранее, хотя бы за полчаса до того, как его будут укладывать в постель. При приучении ребенка к режиму, нужно его будить, если он сам не просыпается в положенное время, допускается отклонение от точного времени на 15-20 минут. В дальнейшем, когда режим уже установлен, нежелательно будить ребенка, так как это ухудшает его настроение, поднимать малыша следует после сна по мере пробуждения, и учить одеваться, показывая и называя предметы одежды.

Кормление

Кормить следует четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), с интервалами 3-4 часа. Режим строится таким образом, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления. Такое соблюдение правил чередования процессов обеспечивает оптимальное состояние ребенка в каждом возрастном периоде. После того, как ребенок выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает воздействия окружающего мира.

В этом возрасте ребенка следует приучить пользоваться ложкой самостоятельно. Сначала он учится есть ложкой густую пищу, затем жидкую. Первые две-три ложки ребенок съедает самостоятельно, затем взрослый докармливает его другой ложкой, не вынимая ложку из рук ребенка. В конце кормления малыш сам съедает еще две-три ложки.

Бодрствование

Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4 – 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

Период бодрствования в основном включает в себя игру, прогулки водные процедуры. В игре в основном используются игрушки, которые можно тянуть (машинки, коляски), кубики, различные вкладывающиеся одна в другую коробочки, книжки с простыми яркими картинками, фигурки зверей, пирамидки.

В целях планомерного воздействия на развитие детей проводятся специальные игры-занятия по два занятия в день во второй период бодрствования. С детьми в возрасте 1 года— 1 года 6 месяцев игры-занятия проводятся по подгруппам (по 2-4 человека). Длительность занятия 3-6 минут.

Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день, продолжительность одной прогулки не менее часа.

Водные процедуры перед полдником. В этом возрасте можно использовать общие обтирания. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние, грудь и спинку. Водные процедуры – важный элемент закаливания, включение их в режим дня – неотъемлемая часть здорового воспитания.

В этом возрасте важно воспитывать следующие культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, садиться на детский стул, учиться самостоятельно аккуратно есть ложкой, после еды пользоваться салфеткой. Необходимо учить ребенка садиться на горшок и сидеть на нем до результата. Для приучения к опрятности детей регулярно высаживают на горшок после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с неё.

undefined

Участник проекта "Навстречу Победе!"

05 сентября 2020 года заведующий Исправникова Е.В. вместе с музыкальным руководителем Седовой О.В. и воспитателем Федотовой Г.И. были награждены Почётными Грамотами за организацию инновационного проекта, посвящённого 75-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне. Инициативная группа записала цикл радиопередач о Великой Отечественной войне и в преддверии праздника, апрель и май, каждый день, выходила в эфир новая радиопередача, посвящённая трагическим страницам истории.

undefined

Межрайонный фестиваль "Теряевская Слобода"

05 сентября танцевальный коллектив МДОУ "Детский сад №10 общеразвивающего вида" "Гармония" выступил с танцем "Селяночка" на межрайонном фестивале "Теряевская Слобода".

undefined

Виртуальные экскурсии по всему миру

Виртуальные экскурсии по знаковым международным достопримечательностям. Отправляемся вместе с учениками!

Прогулка по МКС
http://amp.gs/XcgA

10 главных библиотек мира
http://amp.gs/Xcgq

Уличное искусство со всего мира
http://amp.gs/Xcgs

Экскурсии по знаковым местам мира
http://amp.gs/Xcgi

Экскурсии по лабораториям Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН)
http://amp.gs/XcgD

Мачу-Пикчу
http://amp.gs/Xcgu

Стоунхендж
http://amp.gs/XcgJ

#online_росучебник #дистанционноеобразование

 

undefined

Экологический конкурс "Герои чистоты"

21 сентября корпорация «Российский учебник» (ГК «Просвещение») и Фенологическая сеть Русского географического общества объявили о старте нового экологического конкурса «Герои чистоты». Участникам предлагается фактически спасти золотую осень от мусора, оставленного в лесах и парках.

Организаторы предлагают всем желающим отправиться на природу и очистить территорию от последствий неэкологичных пикников. 

«Поэты, писатели и художники всех времен неоднократно воспевали чистоту и задумчивость природы в это время! А получилось бы у них сейчас, загляни гении слова или кисти в ближайший парк? Какие впечатление остались бы у Пушкина, если бы около античных колонн беседки он разглядел пакеты с мусором и пластиковые бутылки?», – сказано на сайте проекта.

«Главная цель “Героев чистоты” заключается не в фактической уборке территорий, а в формировании у нас привычки обращать внимание на то, что мы привыкли считать “не своим делом”. Убрать мусор за собой после пикника — это правило хорошего тона, но убрать его за другими — это уже жизненная позиция. Важнейшая задача образования как раз в формировании жизненных ценностей, активной позиции, ответственности, отсюда и направленность большинства конкурсов “Просвещения”», — поделилась Кристина Колесникова, директор по внешним коммуникациям ГК «Просвещение».

undefined

Как рассказать детям об окружающем мире, его процессах, явлениях

Природа, ее процессы и явления, устройство окружающего мира вызывают интерес у каждого маленького ребенка и потому часто используются в качестве основного учебно-воспитательного средства.

В процессе ознакомления с окружающим миром, дети наблюдают за живыми существами, каждое из которых уникально и интересно, знакомятся с природными материалами и используют их в игровой деятельности. Одни и те же природные процессы и явления наблюдаются детьми в разное время года, каждое из которых также имеет отличительную специфику.

Окружающий мир, его устройство, природные красоты обладают исключительным воспитательным воздействием на ребенка. Особенно сильно это воздействие проявляется в развитии гармоничной, всесторонне развитой личности. Дидактические обучающие программы и материалы не способны конкурировать с природными процессами по степени и силе их воспитательного влияния на детскую личность.

Процессы и явления окружающего мира ребенок видит собственными глазами и потому воспринимает непосредственно, с помощью органов чувств. Таким образом, в его сознании закладываются первичные представления о природе, ее устройстве, месте и функциях в жизнедеятельности общества и человека.

undefined

Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей

Диалог — это разговор двух равных. Но разве ребенок равен взрослому?

Ведь он меньше знает и не может решать те задачи, с которыми взрослый легко справляется. Да и говорит он менее связно и менее доказательно. Однако если между взрослым и ребенком не будет диалога — заинтересованного разговора между равноправными партнерами, ребенок окажется в ситуации исполнителя чужих правил, а в этом случае уже нельзя говорить ни о самостоятельности, ни об инициативности, ни о творчестве. Не поможет здесь и наличие в жизни ребенка ситуаций, казалось бы, нерегламентированного поведения (возня с игрушками, игра в песочнице, бег во дворе). В них он находится наедине с собой, а значит — остается таким, какой есть. Развития не происходит.

Развивающий диалог позволяет выйти за рамки привычных ребенку ситуаций, где ребенок не объект ситуации, а субъект, познающий действительность. Разговаривайте больше со своими детьми, тем самым вы будете способствовать развитию познавательных способностей своего ребёнка.

1 из 0
Портфолио
Публикации
Материалы для занятий
Сайт образовательной организации